Источник: http://www.zr.ru/content/articles/904369-proshchaj-molodost-vtorichka-os/?page=1
Прощай, молодость: вторичка останется без свежих машин
В условиях кризиса россияне стали дольше эксплуатировать свои машины, а новым авто чаще предпочитают подержанные. Как следствие в ближайшие годы вторичный рынок рискует столкнуться с острой нехваткой предложений по продаже свежих автомобилей, что неминуемо вызовет повышение цен.
Мода на «старичков»
Падение продаж новых автомобилей, которое длится вот уже почти четыре года, приведет к сокращению доли молодого сегмента автопарка России, а значит, и к дефициту свежих машин на вторичном рынке в перспективе ближайших лет. К такому выводу пришли аналитики PwC и «Avito Авто», по прогнозам которых число автомобилей до 5 лет в нашей стране сократится с нынешних 10,7 млн до 6,9 млн единиц в 2020 году. И это при том, что, несмотря на затянувшийся спад на первичном рынке, весь российский автопарк за тот же период вырастет на 8%, до 44,5 млн машин из-за относительно низкого уровня утилизации старых авто. Соответственно, в ближайшие годы на российских дорогах будет расти число более возрастных автомобилей. Так, парк машин в возрасте от 5 до 10 лет увеличится с 10,1 млн до 12 млн к 2020 году, а ряды тех, кому за десять, пополнятся до 25,6 млн против 20,4 млн машин в текущем году.
Таким образом, нехватки предложений на вторичном рынке в ближайшей перспективе не предвидится. Напротив, выбор автомобилей с пробегом будет только расти, однако не в сегменте свежих машин. Согласно прогнозу PwC и «Avito Авто», число «пятилеток» на вторичке снизится с нынешнего миллиона до 700 тысяч в 2020 году, хотя в целом рынок вырастет на 28%, до 6,8 млн подержанных машин. Как и в структуре автопарка, здесь также ожидается бум «старичков»: через пять лет будет продаваться по 3 млн автомобилей возрастной группы от 5 до 10 лет и столько же — постарше. При этом в структуре предложений по брендам по-прежнему будут доминировать Lada и Toyota, но с бо́льшим пробегом.
Как считают эксперты «Avito Авто», перераспределение предложения в пользу возрастных автомобилей вызовет либо соответствующее изменение структуры спроса, либо покупатели «вернутся» на первичный рынок, если это позволит экономическая ситуация в стране.
«Тот факт, что новых автомобилей продается меньше, приводит к тому, что на вторичном рынке предложение машин этого же возраста сокращается. И количество людей, которые могут позволить себе свежий автомобиль, сегодня ограничено. Покупатели стремятся к бо́льшей предсказуемости: если человек имеет миллион рублей, он может купить либо подержанную машину с лучшими характеристиками, либо не такую мощную, но новую, на гарантии и в кредит. С одной стороны, будет ограничение спроса и предложений в сегменте до 5 лет. С другой стороны, тот слабый спрос, который в сегменте присутствует, будет уменьшаться дальше и распределяться в сторону более предсказуемых предложений», — рассуждает директор по продукту CarPrice Роман Абрамов.
Показательно, как кривая продаж новых машин в предыдущие годы почти зеркально отражается на возрастной структуре вторичного авторынка. Согласно статистике сайта Drom.ru, больше всего объявлений о продаже приходится на автомобили 2007 и 2008 годов выпуска (доля — 30%), когда рынок новых автомобилей в России впервые достиг рекордных показателей. Следующий такой пик пришелся уже на 2011–2012 годы и, как следствие, эти машины тоже часто встречаются на вторичке (доля — 25%). А вот автомобили 2009 года выпуска, напротив, имеют одну из самых низких долей (менее 7%), поскольку именно в тот год продажи новых машин были худшими за последние несколько лет.
Эхо кризиса
Между тем текущий кризис стал самым длительным в истории первичного авторынка, а значит, его последствия еще долго будут сказываться на структуре секонд-хэнда. В первую очередь, дефицит свежих автомобилей со временем приведет к росту цен, особенно на машины с минимальным пробегом.
По мнению директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, подорожание на дефицитный сегмент можно ожидать через 2–3 года. «Традиционно максимальное увеличение стоимости показывают машины японских марок, в частности Toyota и Lexus. Автомобили очень надежны и с возрастом не теряют свои качества на фоне конкурентов, что привлекает большое количество покупателей», — говорит он.
Кроме того, значительно могут прибавить в цене подержанные автомобили тех моделей, которые сильнее всего подорожали на рынке новых машин, например, из-за смены поколений, добавляет генеральный директор GiPA Russia Александр Груздев. В целом же, по его словам, цены на вторичке будут расти вслед за инфляцией и стоимостью новых авто.
Так, за последние два года средние ценники на автомобили с пробегом «потяжелели» на 13,2%, до 380 тыс. руб., в то время как официальный рост инфляции составил 24%. А вот новые машины за тот же период подорожали на 43,7%, и сегодня их средняя стоимость, по оценкам PwC, достигает 1 млн 404 тыс. руб.
Впрочем, сейчас рыночная цена определяется не только предложением, но и платежеспособностью покупателей, отмечает Роман Абрамов. Доходы населения не растут, поэтому люди покупают подержанные автомобили примерно за те же самые деньги, за исключением небольшого роста в цене с поправкой на инфляцию, что и раньше, в начале 2015 года.
Возраст имеет значение
Что касается структуры российского автопарка, который является основным источником предложения на вторичном рынке, то чуть более 40% легковых машин в стране приходится на отечественные марки (16,83 млн шт.), и безоговорочный лидер среди них — это Lada с долей около 33% (13,84 млн шт.). При этом более 66% вазовских автомобилей, которые сегодня колесят по российским дорогам, были выпущены до 2006 года, гласят данные агентства «Автостат». На долю машин, сошедших с конвейера в 2006–2008 годах, приходится 13,5%, автомобилей Lada в возрасте от 4 до 7 лет насчитывается чуть меньше — 13%, а доля свежих машин 2013–2015 гг. выпуска составляет порядка 7%.
А вот парк иномарок, на который приходится около 60% (24,25 млн шт.) всех легковых машин в нашей стране, достаточно молод, что, прежде всего, связано с растущим спросом на них в последние 15 лет. Так, 10-летний юбилей уже справила лишь треть всех автомобилей иностранных брендов, а 45% иномарочного парка составляют машины, выпущенные после 2008 года. Оставшиеся 22% приходятся на иномарки в возрасте от 8 до 10 лет.
Самой массовой иностранной моделью в российском автопарке остается Toyota Corolla — этих автомобилей насчитывается 683,4 тыс. единиц. Чуть меньший результат у Ford Focus — 680,6 тыс. экземпляров. Третью позицию занимает Renault Logan с 591,5 тыс. зарегистрированных машин. Замыкают пятерку лидеров Hyundai Solaris (553 тыс. шт.) и Chevrolet Niva (532,8 тыс. шт.). В топ-10 российского парка иномарок также вошли Kia Rio (505 тыс. шт.), Daewoo Nexia (418,7 тыс. шт.), Volkswagen Passat (364,1 тыс. шт.), Toyota Camry (353,8 тыс. шт.) и Opel Astra (352,3 тыс. шт.).
В целом, средний возраст легковых машин в России составляет 12,5 лет. При этом у иномарок этот показатель — 9,9 лет, а у отечественных автомобилей (включая марки СНГ) — 16 лет. Как отмечает Роман Абрамов, преклонный возраст парка отечественных машин связан с тем, что на них значительно проще найти запчасти и они лучше приспособлены к российским дорожным и погодным условиям.
Впрочем, далеко не все «старички» еще на ходу, хотя и продолжают числиться в базах ГИБДД. По оценкам GiPA, средний возраст «живых» машин, которые будут выставляться на продажу, — 8,3 года.
Кстати, замечено, что доля машин в автопарке, которые попадают на вторичный рынок, меняется в зависимости от возрастного сегмента. Так, лишь 9% владельцев «пятилеток» выставляют их на продажу, автомобили в возрасте от 5 до 10 лет расстаются с первым хозяином уже в 22% случаев. Однако в сегменте машин старше 10 лет оборачиваемость автопарка снова падает — до 10%, гласят данные PwC и «Avito Авто». При этом эксперты прогнозируют увеличение среднего показателя с нынешних 13% до 15% в 2020 году, что соответствует максимальному историческому значению оборачиваемости в российском автопарке.
«Возраст до пяти лет — это новая машина, у которой нет серьезных поломок, если не было существенного перепробега. Поэтому такие машины реже продают. После 5 и до 10 лет — период, когда автомобиль больше всего ломается и требует дорогостоящих процедур. В таком случае автовладелец старается максимально быстро от нее избавиться и приобрести машину моложе. Старше 10 лет — это автомобили, которые, скорее всего, не на ходу и требуют капитального ремонта, или уже отремонтированы. Они также на дальнейшую продажу попадают в крайних случаях», — комментирует Роман Абрамов.
По словам экспертов «Avito Авто», в условиях падения реальных доходов россиян срок владения автомобилем увеличивается. При этом, с учетом невысокой стоимости автомобилей старше 10 лет, у владельцев не будет достаточных финансовых стимулов для их продажи, что повлияет на снижение оборачиваемости в этом возрастном сегменте.
Действительно, возраст автомобиля влияет на частоту его перепродажи на вторичном рынке. Так, только 20–30% потребителей меняют свою машину на новую за первые 2–3 года. После 5–6 лет эксплуатации это делает уже половина автовладельцев. В то же время почти треть собственников не расстается со своим автомобилем более 8–9 лет, говорится в исследовании агентства «Автостат». Очевидно, что чем старше автомобиль, тем больше у него меняется владельцев. К примеру, среди автомобилей до 10 лет у 30% машин 2007 года выпуска это уже второй собственник, у 22% — третий, а у 17% — четвертый. Хотя, к примеру, у автомобилей, произведенных в 2011 году, эти показатели составляют 28%, 10% и 3% соответственно. Как отмечает Денис Еременко, срок владения автомобилем и количество его перепродаж зависит не столько от возраста, сколько от надежности и состояния каждой конкретной машины.
«В нашей стране востребованы все автомобили, вне зависимости от возраста. Если же говорить о желаниях клиентов, то если бы можно было владеть автомобилем, которым хочется, то все бы покупали новые машины. Покупка подержанного автомобиля — это всегда компромисс между ценой и прочими характеристиками авто: возрастом, пробегом, комплектацией», — резюмирует Александр Груздев.