Этот необычный автомобиль фактически стал родоначальником нового класса компактных машин в премиум сегменте, выгодно отличаясь благородством внешности, богатой базовой комплектацией, а также качеством отделки салона и отменным уровнем шумо- и виброизоляции.
Собирали автомобиль в Ингольштадте, на головном заводе Audi, вплоть до середины 2003 года, а затем на протяжении трех лет второе поколение сходило с конвейера в Бразилии, на заводе в Куритибе. В общей сложности за этот период было выпущено более 920 000 экземпляров, что по сравнению с прочими немецкими хэтчбеками не слишком много. Впрочем, эксперимент удался — сейчас миникласс премиум-сегмента активно развивается, и у Audi А3 появились сильные конкуренты: BMW 1-й серии и Mercedes B-класса.
Солидное оснащение
В России официальные продажи начались только в 2000 году, поэтому большинство экземпляров, представленных на вторичном рынке, были пригнаны из Германии. И, так как автомобиль был изначально дорог и медленно падал в цене, к нам везли по большей части богатые версии, чтобы легче было объяснить покупателю, за что именно он платит. Отметим, что адаптация к нашим условиям заключалась в усилении подвески и увеличении дорожного просвета.
Даже с базовым 1,6-литровым мотором автомобиль, как правило, укомплектован климат-контролем, четырьмя подушками безопасности, АВS с функцией распределения тормозных усилий (ЕВD) и полным электропакетом (стекла, зеркала, замки). В списке опций — электронная система стабилизации курсовой устойчивости (на послерестайлинговых версиях — в стандартном оснащении), подогрев сидений, ксеноновые фары, регулируемое по высоте кресло переднего пассажира, кожаный салон, люк с электроприводом, сигнализация с функцией сканирования салона, CD-чейнджер, а также незаменимый в наших зимних условиях обогрев форсунок стеклоомывателей ветрового стекла.
Сначала автомобиль выпускали только в трехдверной версии, пятидверка появилась только весной 1999 года и почти сразу снискала популярность — объем продаж достиг 40% от общего числа.
Немецкая добротность
Задняя подвеска скомпонована так, чтобы не сокращать объем багажного отсека, вместимость которого в обычном положении составляет 350 л, а при сложенном заднем диване — до 1100 л. Но есть и оборотная сторона медали — места для ног задних пассажиров немного, поэтому в дальнее путешествие лучше отправляться вдвоем.
Качество лакокрасочного покрытия на самом высоком уровне. Если на автомобилях, даже первых лет выпуска и можно встретить ржавчину на деталях кузова, то скорее всего ее образование стало следствием некачественного кузовного ремонта.
В отделке салона использованы дорогие материалы. Высококачественный пластик, ровные зазоры и сочленения панелей, полное отсутствие шумов и скрипов даже в солидном возрасте — словом, традиционная немецкая добротность. Для размещения мелочевки есть множество отсеков и ниш. Рулевую колонку и сиденье водителя можно отрегулировать по высоте. Возникает ощущение пребывания в автомобиле бизнескласса, правда, это утверждение можно отнести в большей степени к сидящим спереди. Встроенная аудиосистема Bose с восемью динамиками и сабвуфером звучит отлично. А к таким приятным и полезным мелочам, как возможность использовать стеклоподъемники в течение 40 с после выключения зажигания, потребитель привыкает быстро. Климатконтроль почти моментально обеспечивает заданную температуру и четко поддерживает ее в салоне.
Моторы и коробки
Нехарактерный случай для данного сегмента — в обоих поколениях пятидверная модификация была поставлена на конвейер позже трехдверки и уступала ей по объему продаж
Изначально в линейке было представлено четыре двигателя — три бензиновых и один дизель. Даже самый слабый 1,6-литровый восьмиклапанник (101 л. с.) в паре с механической коробкой разгоняет автомобиль весом 1090 кг до сотни менее чем за 11 с. Две другие бензиновые версии объемом 1,8 л, а именно «атмосферник» (125 л. с.) и турбомотор (150 л. с.), имели по пять клапанов на цилиндр. Позже мощность турбированного мотора увеличили до 180 л. с., а для выпускаемой c 1999 года заряженной версии S3 его форсировали до 210 л. с. (спустя два года — еще на 15 л. с.).
Турбированный дизель объемом 1,9 л изначально выдавал 90 л. с. В 1997-м мощность обновленной версии мотора с насос-форсунками составила 110 л. с., а к 2000 году благодаря новой системе впрыска — 130 л. с. Машина с этим мотором стала хитом продаж — почти 30% от общего объема.
Все двигатели очень требовательны к качеству топлива, особенно в версиях, выпущенных после введения экологических норм Евро 3 в 2000 году. Самые слабые моторы линейки тем не менее являются наиболее надежными и неприхотливыми — речь идет о бензиновом 1,6 л и 90-сильном дизеле. Главное, вовремя менять масло, свечи и ремень ГРМ, ресурс которого — 90 тыс. км. Замена последнего обойдется порядка 16 000 руб. (с работой) для дизеля и около 8000 руб. для бензинового мотора.
У 1,8-литровых версий после 100 тыс. км появляется шум в районе головки блока, что связано с провисанием цепи привода распредвалов. Проблема решается заменой натяжителя (15 000 руб.).
На мощных дизелях (110 л. с. и 130 л. с.) ремонта иногда требуют насос-форсунки (от 2500 руб. за штуку) и ТНВД (от 12 000 руб.).Управляющая электроника в целом надежна, но на бензиновых моторах порой выходят из строя датчик температуры (800 руб.), датчик расхода воздуха (5700 руб.), реже встречаются неисправности топливных насосов (2600 руб.). За турбированными моторами 1,8 л, выпущенными до 2001 года, замечены проблемы с катушками зажигания (1500 руб. за штуку). Также стоит отметить, что невелик срок службы свечей зажигания — это обусловлено негативным воздействием нашего бензина. Кроме этого, после нагрузок турбированных моторов необходимо дать им поработать хотя бы пару минут на холостом ходу. В противном случае ресурс турбины может быть исчерпан уже к 100 тыс. км, а ее стоимость (без учета работы) приближается к 40 000 руб.
Машины со всеми типами двигателей агрегатировались как пятиступенчатой механикой, так и четырехдиапазонным автоматом. В целом и автомат и механика довольно надежны в эксплуатации, при условии строгого соблюдения рекомендуемых интервалов замены масла. Для АКП он составляет раз в 60 тыс. км (с параллельной заменой фильтра и прокладки поддона). Для МКП менять масло рекомендуется раз в 90 тыс. км. Ресурс сцепления при аккуратной эксплуатации достигает 180 тыс. км.
С 1998 года можно было заказать полноприводную трансмиссию с любым мотором, за исключением 1,6-литрового. В конструкции привода quattro для перераспределения крутящего момента между передними и задними колесами была применена многодисковая фрикционная муфта с гидравлическим управлением, созданная по принципу муфты Haldex. Немногочисленные случаи поломок, как правило, становились следствием нарушения правил эксплуатации: несвоевременной замены масла в муфте или установки колес разного размера.
Простота и надежность
Конструкция подвески — отлично сбалансированный компромисс комфорта и управляемости. Мелкие кочки и ямки она безболезненно проглатывает, большие — тщательно отрабатывает, не позволяя колесам терять контакт с дорогой. Даже на скорости 160 км/ч нет надобности в постоянном подруливании, необходимом для многих представителей класса С. Спереди — стойки макферсон на нижних поперечных рычагах, закрепленных к подрамнику. Задняя подвеска состоит из двух продольных рычагов с соединительной балкой. И спереди и сзади установлены стабилизаторы поперечной устойчивости.
В целом подвеска зарекомендовала себя достаточно надежной, правда, до 100 тыс. км могут потребовать замены стойки (по 450 руб.) и втулки (по 150 руб.) переднего стабилизатора, шаровые опоры (по 450 руб.) и рулевые наконечники (по 450 руб.). Отметим, что стоимость деталей и узлов подвески благодаря унификации с соплатформенниками не очень высока. За надежность работы тормозной системы водителю переживать не приходится — и передние и задние тормоза дисковые (в первом случае вентилируемые).
Дорогая игрушка
Все большее число автовладельцев отдают предпочтение компактным машинам. Так что Audi А3 можно считать интересным предложением, даже несмотря на приличную стоимость модификаций на нашем вторичном рынке. При скромных габаритах с динамичным внешним обликом, приятным салоном и энергоемкой подвеской хэтчбек претендует на более высокий класс, что нередко становится решающим фактором для многих российских поклонников немецкой марки.
Плюсы:
• богатая базовая комплектация
• выносливая ходовая часть
• высокая антикоррозионная стойкость кузова
Минусы:
• высокая стоимость автомобиля
• недостаток пространства для ног задних пассажиров
• требовательность моторов к качеству топлива
История модели
Первые покупатели смогли приобрести Audi A3 в сентябре 1996 года. В автомобиле были применены самые передовые технологии того времени. Семейство из четырех базовых двигателей вскоре расширилось. В декабре 1998 года увидел свет более мощный вариант 1,8 Т (180 л. с.). Усиленная версия дизеля (110 л. с.) дебютировала в августе 1997-го. Летом 2000 года появилась новая система впрыска с насос-форсунками, позволившая повысить мощность двигателя до 130 л. с. В июле 2001-го 1,9-литровый TDI с системой впрыска с насос-форсунками (100 л. с.) заменил 90-сильную версию.
Самым мощным в линейке стал S3, выпущенный в продажу весной 1999 года. В этой новой спортивной модели был применен 1,8-литровый мотор с турбонаддувом (210 л. с.) и двумя промежуточными охладителями. Осенью 2001-го мощность двигателя была увеличена до 225 л. с. Моторы трехдверной версии могли агрегатироваться трехвальной шестиступенчатой механической коробкой передач, передающей крутящий момент на все четыре колеса.
В сентябре 2000 года проведен рестайлинг модели. Изменения коснулись передней части кузова, были доработаны моторы и ходовая часть. На всех версиях в базовую комплектацию вошла система поддержания курсовой устойчивости ESP. Некоторые версии стали оснащать пятиступенчатой коробкой передач Tiptronic.
А3 второго поколения (индекс 8P) запущен в производство в мае 2003-го. Для этой модели предлагаются шесть бензиновых двигателей и три дизеля. Все они — новые разработки, за исключением 1,6-литрового бензинового агрегата мощностью 102 л. с., перекочевавшего с предыдущей модели. Новый S3 оснащается мотором 2.0 TFSI, способным развивать мощность до 265 л. с. В середине 2004-го проведена модернизация модели, кузовная линейка пополнилась пятидверной версией Sportback.
В 2008 году состоялся очередной рестайлинг, покупателям стало доступно двухдверное купе-кабриолет.