Источник: http://www.gazeta.ru/auto/2014/12/25_a_6359345.shtml
Обвал курса рубля спровоцировал огромный рост продаж не только новых, но и подержанных автомобилей. Как стало известно «Газете.Ru», в декабре было продано примерно на 15% машин с пробегом больше, чем в прошлом году, хотя еще в ноябре продажи были в глубоком минусе. Мнения экспертов о будущем вторичного авторынка расходятся: одни утверждают, что спрос продолжит расти, другие же отмечают, что ажиотаж уже спал и не вернется в начале 2015-го.
Несмотря на крайне пессимистичные прогнозы экспертов, рынок подержанных автомобилей в России в декабре существенно вырос. По предварительным данным, за текущий месяц объем продаж на вторичном авторынке оказался на 15,2% больше, чем за этот же месяц прошлого года.
Для сравнения, в ноябре было зафиксировано серьезное сокращение продаж — 13,1%. Участники рынка объясняют повышенный спрос теми же обстоятельствами, которые вызвали и бум продаж на рынке новых машин: обесценение рубля, вызванная этим паника, а также наплыв покупателей из Казахстана и Белоруссии.
По данным компании Carprice, в декабре резко увеличилось и число дилеров, торгующих автомобилями с пробегом. Так, если в ноябре прирост дилеров на рынке составил 1,7%, то в текущем месяце их оказалось уже на 14% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
По словам главы Carprice Эдуарда Гуриновича, в декабре сложилась уникальная ситуация для вторичного рынка автомобилей: дилеры начали скупать у автовладельцев практически все, что есть в наличии, по достаточно высоким ценам.
«Поэтому ближайшие месяцы — выгодное время для продажи автомобиля, поскольку цены будут держаться на стабильно высоком уровне из-за повышенного спроса», — рассказал «Газете.Ru» Гуринович.
Собеседник выразил уверенность в том, что рост вторичного авторынка будет продолжаться. «Потенциал рынка машин с пробегом позволяет говорить о том, что в январе его темпы роста ускорятся: просто многие автовладельцы пока не спешат продавать свои машины в связи с прогнозами по очередному падению рубля», — пояснил Гуринович.
Президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Владимир Моженков подтвердил, что продажи машин с пробегом в декабре существенно выросли. «Рост на уровне 15% вполне соответствует действительности, — заявил «Газете.Ru» Моженков. —
Как будет развиваться ситуация на вторичном рынке дальше — сказать довольно трудно, учитывая, что есть много неизвестных факторов, например цены на нефть или курсы валют».
Тем не менее собеседник полагает, что у рынка подержанных автомобилей есть шанс продолжить расти и после Нового года.
Гендиректор «ПодборАвто» Денис Еременко также отмечает ажиотажный спрос на вторичном рынке, но считает при этом, что в январе продажи пойдут на спад.
«В декабре авторынок действительно рванул, а у большинства дилеров проснулась жажда наживы, — рассказал «Газете.Ru» Еременко. — Цены на подержанные автомобили росли буквально по минутам.
Например, пока покупатель ехал к дилеру, к оговоренной по телефону стоимости подержанного автомобиля прибавлялось еще 50 тыс. руб., когда приезжал, то машина дорожала уже на 100 тыс. Еще через час, когда покупатель завершал осмотр машины и соглашался на приобретение, стоимость машины поднималась еще раз.
Это не зависело напрямую от курсов валют — цены росли вместе со спросом. И люди все равно покупали машины с пробегом, даже по завышенной цене — лишь бы избавиться от рублей.
Но когда евро стал стоить 100 руб., некоторые дилеры приостанавливали продажи: планы на тот момент были перевыполнены, а на складах практически не оставалось автомобилей».
Собеседник подчеркнул, что основную массу автомобилей с пробегом покупали жители Таможенного союза. «Они держат сбережения в долларах, и в результате, из-за падения российского рубля, покупать автомобили в России для них стало невероятно выгодно, — пояснил Еременко. — Российская аудитория тоже подключалась в декабре, пытаясь избавиться от обесценивающихся рублевых сбережений».
Однако эксперт считает, что вторичный рынок уже не будет расти в объемах в ближайшее время. «Рост спроса практически сошел на нет уже сейчас, — уточнил Еременко. — Более того, с 2015 года в Белоруссии вводится более высокий экологический стандарт для ввозимых автомобилей — евро-5. Также падение спроса связано с введенными недавно в стране налогами на покупку валюты».