Модель с индексом Е60 впервые представили широкой публике в 2003 году. Реакция была неоднозначной: поклонники марки с нетерпением ждали появления очередной генерации «пятерки» BMW, однако напуганные смелостью нетрадиционного для баварских машин дизайна половина потенциальных клиентов отложили покупку до лучших времен, а некоторые и вовсе от нее отказались. И напрасно, так как по совершенству технологий и качеству изготовления новый автомобиль заметно превзошел своего предшественника.
Спустя год в продаже появились универсалы BMW 5 Touring (кузов Е61), сочетающие высокие потребительские качества со спортивностью. В том же 2004-м была организована сборка машин 5-й серии в Калининграде.
После рестайлинга 2007 года чуть изменилась форма бамперов и оптики, увеличилась решетка радиатора, обновилась линейка моторов, возросла их мощность.
На нашем вторичном рынке широко представлены «пятерки», как купленные новыми в России, так и привезенные из Западной Европы и Америки. Предпочтения заслуживают варианты российской сборки — их история, как правило, прозрачнее.
Традициям вопреки
Почитатели баварских машин пытались найти привычные спортивные черты в салоне машины новой генерации. Но не тут-то было. Интерьер Е60/61 растерял многие драйверские атрибуты: передняя панель стала симметричной, а центральная консоль, которая раньше была слегка повернута к водителю, здесь — часть торпедо. Зато качество отделочных материалов и сборка по-прежнему великолепны, а комплектация стала еще богаче. Любая подержанная «пятерка» гарантированно имеет АBS, EBD и систему динамической стабилизации, не менее шести подушек безопасности, полный электропакет (стекла и зеркала с подогревом, кресла и рулевая колонка), климатконтроль, качественную аудиосистему и литые диски.
Восьмицилиндровые версии изначально комплектовали кожаным салоном и подогревом всех четырех сидений. Калининградские экземпляры отличаются немного увеличенным клиренсом и защитой картера двигателя.
Для уменьшения массы машины и улучшения развесовки по осям передние крылья, капот, лонжероны и многие элементы подвески сделаны из алюминиевых сплавов. Уязвимое место BMW 5-й серии — электрооборудование. В основном сбои в сети возникают по вине бортового компьютера, который управляет полутора сотнями электронных блоков, разбросанных по всему автомобилю. Наиболее проблемны машины первых годов выпуска. Распознать, какой из блоков вышел из строя, можно только с помощью специальной программы в авторизованном сервисе. В среднем раз в полгода дилеры получают новые версии «софта», а перепрошивка на подержанной «пятерке» обойдется всего в 2200 руб.
Главное — мотор!
Гамму бензиновых двигателей BMW 5-й серии составляли рядные «шестерки» 2,2 л (170 л. с.), 2,5 л (192 л. с.) и 3 л (231 л. с.), а также 4,4-литровый V8 (333 л. с.). Турбодизель тоже был шестицилиндровый — 3 л (218 л. с.). Через год после дебюта вместо базового мотора появился новый — R6 (2,5 л 177 л. с.). Мощность прежнего 2,5-литрового двигателя повысили до 218 л. с., а трехлитрового турбодизеля — до 258. Самая доступная модификация BMW 520i активным водителям наверняка покажется не достаточно динамичной. Ее через год после премьеры заменила 523i. Зато остальные варианты, особенно с V8 под капотом, демонстрируют высокие разгонные и скоростные качества.
Бензиновые моторы весьма надежны при правильной эксплуатации и соблюдении регламента обслуживания. Все они имеют цепной привод механизма газораспределения, рассчитанный на 250 000 км пробега. Однако склонность моторов к перегреву заставляет владельцев постоянно следить за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. Чистка радиатора и замена антифриза раз в два года обязательны.
От нашего бензина с примесями иногда выходит из строя клапан рециркуляции картерных газов, как следствие образуется нагар на днище поршня и кольцах, что также ведет к перегреву. В моторах V8 два таких клапана — 1500 руб. каждый, а работа по замене стоит около 7000 руб. Кроме того, от содержащихся в топливе смол после 100 000 км пробега спекаются и разваливаются нейтрализаторы отработавших газов (от 45 000 руб.). Свечи зажигания с платиновыми электродами (от 570 руб. штука) работают около 40 000 км, хотя расчетный срок их службы составляет более 100 000 км. Еще одно слабое место — подшипники генераторов (5450 руб.), которые подлежат замене только в сборе. Они выдерживают в среднем 50 000 км.
В профилактических целях рекомендуется периодически без снятия форсунок чистить систему впрыска всех бензиновых моторов. Эта процедура (2500 руб.) позволяет продлить срок службы многих деталей и узлов двигателя.
Классика жанра
Все автомобили марки BMW построены по классической схеме: двигатель — спереди, привод — на задние колеса. Крутящий момент передается через шестиступенчатые механические и автоматические коробки. «Пятерки» с моторами 2,5 и 3 л могут быть и полноприводными.
МКП и автоматы не страдают хроническими болезнями. Однако диагностика трансмиссии перед покупкой может уберечь от незапланированных трат на ремонт АКП, которая при «рваном» стиле езды может преждевременно выйти из строя. По этой же причине иногда раньше среднестатистических 100 тыс. км приходится менять сцепление МКП. Кстати, масло в коробках передач рекомендуется обновлять каждые 60 тыс. км.
Шасси BMW 5-й серии славится отменными настройками, обеспечивающими практически эталонную управляемость. Спереди у «пятерки» — стойки макферсон, сзади — многорычажка, а стабилизаторы поперечной устойчивости — на обеих осях. Следует отметить, что подвеска новой «пятерки» долговечнее, чем предшествующей. Например, если ресурс «косточек» стабилизаторов (600 руб. штука) на 39-м кузове составляет в среднем порядка 20 000 км, то на Е60 он в два, а то и в три раза больше. Амортизаторы (от 7000 руб. пара) иногда выхаживают под 100 тыс. км при том, что на предыдущей модели их меняли вдовое чаще. Однако в любом случае диагностика ходовой перед покупкой машины лишней не будет. Особое внимание следует уделить рулевой рейке, которая редко выдерживает более 100 тыс. км, а также шаровым опорам и сайлент-блокам задних рычагов.
Плата за удовольствие
Обладание BMW 5-й серии — удовольствие не из дешевых. На сегодняшний день самый доступный вариант в хорошем состоянии — это автомобиль 2003 — 2004 года выпуска с двигателем 2,2 л. Его стоимость редко опускается ниже 700 000 руб., а за более молодые «пятерки» просят не менее миллиона, поэтому к покупке ненового «баварца» следует подходить очень осторожно и тщательно проверять как наличие криминального прошлого, так и техническое состояние выбраного экземпляра: BMW 5-й серии популярен у сорвиголов и угонщиков.
Итог BMW 5-й серии
Плюсы:
- великолепные ездовые качества
- богатое оснащение
- хорошая шумоизоляция
Минусы:
- высокая цена
- дорогие запасные части и сервис
- велика вероятность угона
История модели
Первая BMW 5-й серии появилась на дорогах в 1972 году. Автомобиль серии Е12 оснащали только бензиновыми моторами с объемом от 1,8 л (90 л. с.) до 3,5 л (218 л. с.). Двигатели агрегатировались как четырех- или пятиступенчатой механикой, так и прогрессивным для своего времени трехдиапазонным автоматом.
Второе поколение автомобиля с заводским индексом Е28 выпускалось с 1981 по 1987 год. Несмотря на многие технические новшества, среди которых был четырехдиапазонный автомат, внешне машина получилась очень похожей на предшествующую с индексом Е12.
С 1987 по 1996 год с конвейера в Мюнхене сходила третья генерация автомобиля в кузове Е34, ставшая прорывом по части дизайна, инновационных технологий и пассивной безопасности. В этом поколении впервые появился кузов универсал, а также модификации с полноприводной трансмиссией.
В 1996-м начались продажи машин четвертого поколения BMW 5-й серии (кузов Е39), которые и сейчас, пожалуй, наиболее любимы поклонниками марки. Именно этот автомобиль с традиционной внешностью фанаты ВМW называют последним настоящим «Биммером». Рестайлинговую версию, появившуюся спустя пять лет, можно распознать по передней оптике и «очкам» габаритного света. Премьера следующего, шестого, поколения запланирована на 2010 год.